Главная / Статьи / 4 факта об отечественном метро, которые доказывают, что у него была нетривиальная история

4 факта об отечественном метро, которые доказывают, что у него была нетривиальная история



Метрополитен уже давно считается неотъемлемым элементом любого крупного города. Поэтому нет ничего удивительного, что и на отечественных просторах его было построено немало. Однако далеко не каждому известно, сколько интересных страниц хранит в себе летопись его появления и эксплуатации, тем более, что они нередко открывают совершенно новый взгляд на этот, казалось бы, знакомый миллионам подземный транспорт. Вашему вниманию «чётвёрка» фактов об отечественном метро, которые демонстрируют его занимательную историю.

1. О первых планах построть поздемный транспорт в Москве



Первоначально метро хотели строить как подземную часть трамвайных путей. /Фото: rg.ru

Мало кто знает, что впервые задумались о том, чтобы создать подземную транспортную сеть, ещё в конце позапрошлого столетия. Причём тогда это виделось как прокладка части трамвайных путей в центре Москвы под землёй. Однако тогдашние планы не были реализованы из-за целого ряда причин. В первую очередь, проблема состояла в том, что в Москве не было центрального железнодорожного вокзала, а поезда приходили на тупиковые вокзалы. Однако наиболее весомым оказался, как ни странно, голос церкви. Ещё в 1903 году московский митрополит Сергий написал, что углубление транспорта под землю будет рассматриваться церковью как унижение человека и греховная мечта.

2. О вдохновителе московского метрополитена



Автору метро в Москве пришлось воевать буквально со всеми. /Фото: wikipedia.org, 100-faktov.ru

Уже при Советском Союзе проектом метрополитена в столице озаботилось много людей, однако ключевую роль в этом сыграл Вениамин Маковский, молодой 27-летний инженер, который не обладал никакими регалиями. Более того, ему в 1932 году пришлось в одиночку выступить фактически против всех инженеров и учёных, которые также работали над проектированием московского метро.

Всё дело в том, что Маковский предлагал строить метро глубокого залегания, а специалисты старой закалки и иностранные эксперты склонялись либо к поверхностному строительству линий в траншеях, либо к линиям неглубокого залегания. Вот только оба способа привели бы к транспортному коллапсу. Самое странное, что годами на идею Маковского никто не обращал внимания: ни поддержка первого секретаря горкома ВКП (б) Лазаря Кагановича, ни публикации в прессе не помогали привлечь внимание к его идее. И только личное указание И. В. Сталина остановиться на проекте глубокого заложения, наконец, исправило ситуацию.

3. О том, что советское метро стоило дорого



Метро в СССР стоило ещё дороже, чем выглядело. /Фото: electro.nekrasovka.ru

Мало кто знает, несколько дорого обошлось строительство метро. Наиболее наглядным в этом случае примером являются затраты на оформление станций. К этому процессу привлекали ведущих художников и архитекторов СССР, а те не скупились в своих проектах на отделку мрамором, гранитом и позолотой, который всегда входили в число недешёвых материалов. Самое поразительное, что как раз расходы на отделку станций и вестибюлей, по информации редакции Novate.ru, составляли не более 6% от всех расходов на строительство первой очереди отечественного метрополитена — всё остальное уходило на сами туннели, поезда и их строительство, просто эти расходы были в большинстве своём не видны глазу обывателя.

4. О феномене питерского метро, которое задумали раньше московского, а построили позднее



А северной столице метро построили уже после войны, хотя задумывали за полтора века до этого. /Фото: ussr22.su

Мало кто знает, что построить подземную железную дорогу в Санкт-Петербурге решили намного раньше, чем в Москве. Собственно, это и неудивительно, что именно Петроград носил столичный статус в Российской империи. Известно, что ещё в начале XIX столетия император Александр I получал предложения построить в столице городскую железную дорогу. Вот только сколько бы их на протяжении более чем века не было, все эти проекты были либо элементарно инженерно недоработаны, либо на их пути вставали исторические события, такие как войны или революции.

А потом столица переехала в Москву, и к задумке построить метро в уже Ленинграде вернулись только в 1940 году, но и тогда через год с небольшим грянула сначала Великая Отечественная Война, а затем и блокада самого города. Возобновилось проектирование и строительство питерского метро только в 1947 году, а 15 ноября 1955 года была запущена первая очередь Ленинградского метро в режиме регулярных перевозок.

Интересное видео с нашего канала:

В дополнение к теме: Станции метро с дверьми на платформе – зачем такие строят в Санкт-Петербурге

Смотрите также

Наше лето: 5 идей сезонного декора квартиры

Окружающие нас визуальные образы напрямую влияют на наше эмоциональное состояние. Согласитесь, смотреть на зелёные деревья …