Главная / Дизайн интерьера / Энциклопедия дизайна: топ-5 культовых дизайнеров Дании

Энциклопедия дизайна: топ-5 культовых дизайнеров Дании

Содержание

  • Арне Якобсен (Arne Jacobsen)
  • Пол Хеннингсен (Poul Henningsen)
  • Кааре Клинт (Kaare Klint)
  • Ханс Вегнер (Hans Wegner)
  • Финн Юл (Finn Juhl)

Изучаем наследие датских модернистов.

Арне Якобсен (Arne Jacobsen)

Арне Якобсен — пожалуй, самый известный датский архитектор и дизайнер эпохи модернизма. Предметы его авторства хорошо узнаваемы; они опередили своё время, вошли в учебники дизайна и часто встречаются в современных интерьерах.

Первая известная работа Якобсена — плетёное кресло для парижской выставки 1925 года Exposition Internationale des Arts Décoratifs et Industriels Modernes.

Затем Якобсен занимался строительством объектов в курортном районе под Копенгагеном. Дизайнер проектировал пляжные вышки, автозаправки, корпуса и рестораны курорта (в том числе и мебель), а также объекты для фармацевтической фабрики Novo.

В 50-х годах он вдохновляется американской технологией прессованной фанеры. Предметы, выполненные в этой технике, выглядят очень скульптурно. Отсюда пошли прозвища-ассоциации: «Муравей» (Ant), «Язык» (Tongue), «Чайка» (Seagull). Конструкция этих стульев позволяет отделять их от основания, меняя, например, ножки на колёсики.

Легендарный проект Якобсена — гостиница SAS Royal Hotel в Копенгагене. Это небоскрёб, в котором всё — от архитектуры и мебели до оконных переплётов, светильников, ковров и даже столовых приборов — спроектировано самим Якобсеном. Сегодня детали обстановки гостиницы можно изучать как энциклопедию дизайна: кресла «Яйцо» (Egg) и «Лебедь» (Swan), стулья «Капля» (Drop) и «Жираф» (Giraffe), кресло и диван «Аэропорт» (Airport) — все эти предметы были спроектированы для SAS Royal.

Ещё один проект Якобсена — Колледж Святой Екатерины в Оксфорде. Для него были спроектированы стул «Оксфордский», кресла и столики для общежития.

Пол Хеннингсен (Poul Henningsen)

Архитектор Пол Хеннингсен вырос в богемной среде, работал писателем и публицистом, вёл колонку в газете. Архитектурного образования не имел.

Свои первые предметы он представил на выставке «Ваш дом» в Копенгагене в 1931 году. В то время они успехом не пользовалось, но время расставило всё по своим местам: стулья из гнутых трубок признаны шедеврами мирового дизайна. Например, стул «Змея» выставлен в нью-йоркском музее MOMA.

Хеннингсен вошел в историю дизайна как автор светильников с необычной отражающей структурой плафона, благодаря которой лампочка скрыта от глаз со всех сторон. Дело в том, что Хеннингсен, как и многие его современники, долгое время тосковал по керосиновым лампам и не признавал электрический свет, считая его слишком резким и неприятным. Первый светильник, спроектированный по такому принципу, — Парижская лампа — был выставлен в Париже в 1925 году.

С конца 20-х до конца 50-х годов Хениннгсен проектирует десятки подобных светильников из алюминия и стекла, самые известные из которых — модель PH 5 и «Артишок» (Artichoke).

Кааре Клинт (Kaare Klint)

Кааре Клинт — знаковая фигура в мире датского дизайна: в 1920 году он открыл отделение мебельного проектирования в Академии художеств Копенгагена. Большинство датских мебельных дизайнеров 1950-х годов — ученики или ученики учеников Клинта.

Работы самого Клинта не относятся к модернизму — он, скорее, традиционный проектировщик. В своих разработках дизайнер всегда отталкивался от нео-классицизма начала XX века и переосмысливал традицию: не изобретая новые конструкции, а совершенствуя и исправляя имеющиеся. По сути, он отсекал всё лишнее, упрощал и сокращал количество деталей. В итоге форма начинала совпадать с функцией, что оказывалось созвучным философии авангардного тогда Баухауса.

Самые известные модели мебели — стулья Faaborg и «Сафари» (Safari), гофрированные светильники в стиле оригами, компактные диваны и вольтеровские кресла.

Ханс Вегнер (Hans Wegner)

Мебельщик-краснодеревщик Ханс Вегнер начал свою карьеру в 1930-е годы в качестве сотрудника архитектурного бюро Арне Якобсена. Постоянно участвовал в мебельных выставках, где его заметили американцы, и со временем стал самым известным датским дизайнером в Америке.

Как настоящий ремесленник, он подробно прорабатывает каждую деталь и больше напоминает скульптора, чем дизайнера. К его самым известным работам можно отнести кресла «Павлин» (Peacock), «Буйвол» (Ox) и «Дельфин» (Dolphin), а также стулья «Раковина» (Shell), «Вилка» (Wishbone) и «Валет» (Valet). Кресло Getama стало одной из первых моделей, на которых появились подушки.

Финн Юл (Finn Juhl)

Ещё один ремесленник-«скульптор» — Финн Юл. Учился в Королевской академии Копенгагена, проектировал мебель и участвовал в выставках.

Его работы были приняты датской публикой не сразу. В отличие от коллег Юл тяготел к сюрреализму и органическим формам, что казалось чересчур эффектным на фоне строго выверенных и рациональных работ других модернистов. Современники посмеивались над непривычными формами мебели, которые имели в своей основе анатомические контуры; сам же Финн Юл говорил, что «удобный для человека стул сам должен быть человеком».

В связи с холодным приёмом критиков до 50-х годов Финн Юл считался в Дании дизайнером «второго эшелона». Однако на ситуацию вновь повлияли американцы. Работы Юла были выставлены в нью-йоркском салоне Georg Jensen и очень понравились сообществу. Дизайнера пригласили проектировать обстановку Датского посольства и один из залов штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке.

Юл много сотрудничал с авиакомпанией Scandinavian Airlines, проектируя интерьеры салонов и терминалов. Также он участвовал в оформлении выставок скандинавских дизайнеров. Самые известные предметы мебели той поры — кресла «Пеликан» (Pelikan) и «Кузнечик» (Grasshopper), стулья «Египетский» и «Вождь» (Chieftain), а также несколько мягких диванов: «Стена» (Wall), Baker, 46 и яркие образцы корпусной мебели. Для своего собственного дома дизайнер спроектировал диван Poet органической формы. Он был задуман таким коротким специально для того, чтобы оказавшиеся на нём люди не могли не начать разговаривать друг с другом.

Популярность Юла возрастала: например, в конце XX века к его творчеству проявили интерес японцы — «органическая» эстетика мебели дизайнера оказалась им очень близка. Что же касается наследия на родине, то дом Юла в Копенгагене сохранили в качестве музея вместе с обстановкой и мебелью, большую часть которой он сделал своими руками.

Смотрите также

7241bab5b8b4a33a610705ce4f22be57

50 фото вариантов современного освещения в спальне

50 фото вариантов современного освещения в спальне Особым местом в апартаментах, где люди предаются отдыху …