Главная / Дизайн интерьера / Характер нордический: главное о датском дизайне

Характер нордический: главное о датском дизайне

Содержание

  • Нацпроект социального государства

    • Как это было
    • Предметный дизайн как филиал архитектуры
    • Американское влияние
    • Две концепции
    • Умеренная экзотика
    • Поп-арт диссидент
    • Новейшее время
  • Отличие датского дизайна от скандинавского
  • Признаки стиля

Датский дизайн — это не просто эстетическое течение. Это культурный и генетический код, а ещё — часть политики государства, полностью ориентированной на человека и его благополучие.

Нацпроект социального государства

Дания — одна из тех стран, про которые говорят, что художественный вкус у её жителей заложен в крови. Если наше видение интерьерного и предметного дизайна вместе с эстетикой быта ещё только формируются, то в Дании всё это существует в виде национальной идеи на протяжении ста лет.

Главная причина становления дизайн-отрасли — инвестиции и поддержка государства. Именно это произошло в 1920-30 годах, когда правительство решило вкладываться в дизайн, воспринимая его как способ благоустроить повседневную жизнь. С каждым следующим поколением дизайн оттачивался, чтобы в конце концов сложиться в государствообразующую индустрию и национальный бренд, признанный на международном уровне.

Как это было

В 1924 году один из родоначальников датского дизайна Кааре Клинт (Kaare Klint) основал факультет мебельного проектирования в Академии художеств Копенгагена. Обучение там строилось на исследовании и анализе прежних мебельных традиций, их оптимизации и отказе от всего лишнего.

В 1930 году на выставке в Стокгольме появились работы модернистов, которые впечатлили прежде консервативных датских архитекторов. В мебельной индустрии начались изменения. Если до этого по части авангарда в Скандинавии лидером считалась Швеция, то к 1950 году символом скандинавского дизайна стал датский модернизм.

Предметный дизайн как филиал архитектуры

Первые датские дизайнеры себя дизайнерами не называли. Это были архитекторы. Проектируя здание, они создавали для него обстановку «под ключ», после чего предметы обстановки — мебель, светильники и аксессуары — начинали жить своей жизнью. Так, знаменитые кресла Арне Якобсена (Arne Jacobsen) «Яйцо», «Лебедь» и «Капля» были изначально спроектированы для интерьеров гостиницы SAS Royal Copenhagen (1960-е гг.), после чего ушли в серийное производство и выпускаются на фабрике Fritz Hansen по сей день.

Источник: sorendam.dk

Номер 606 в отеле SAS Royal Copenhagen

Источник: sorendam.dk

Номер 606 в отеле SAS Royal Copenhagen

Источник: sorendam.dk

Номер 606 в отеле SAS Royal Copenhagen

Американское влияние

За качественный международный пиар датского дизайна стоит поблагодарить американцев: скромные датчане не искали славы за пределами своего обособленного мира. В середине XX века предприниматели и байеры из США часто приезжали на мебельные выставки в Копенгагене с целью найти что-нибудь интересное для своих соотечественников. Это и положило начало мировой славе датского дизайна.

Америку стоит поблагодарить не только за пиар — американский дизайн повлиял на датский и в идейном плане. В предметном дизайне Дании проявилось влияние заокеанских тенденций: например, обтекаемые формы, вдохновлённые работами Исаму Ногучи (Isamu Noguchi) и Александра Колдера (Alexander Calder), скульптурные формы из прессованной фанеры, заимствованные у супругов Имзов (Charles and Ray Eames). Американский спрос способствовал и тому, что у датских предметов вместо фабричных индексов всё чаще стали появляться названия — «Муравей», «Дельфин», «Чайка», «Артишок».

Ещё один интересный факт: именно американцы вывели в свет Финна Юла (Finn Juhl), чьи сюрреалистические проекты долгое время не находили отклика от датчан, и Юль считался на родине дизайнером второго ряда.

Две концепции

Говоря о датском дизайне XX века, стоит иметь в виду два независимых течения.

Первое — это сотрудничество архитекторов с высокотехнологичными фабриками массового производства. Массовость при этом на качество не влияет — фабрики оснащены новейшим оборудованием, здесь работают с современными полимерами и благородными натуральными материалами, уровень отделки неизменно высок. Примером является легендарное сотрудничество Арне Якобсена с фабрикой Fritz Hansen и Пауля Хеннингсена (Poul Henningsen) c фабрикой Louis Poulsen.

Источник: despiertaymira.com

PH 3/2 Table Lamp, Louis Poulsen. Дизайнер — Пауль Хеннингсен

Источник: nordicgir.blogspot.com

Swan Chair, Egg Chair, Fritz Hansen. Дизайнер — Арне Якобсен

Второе течение — более камерное: это сотрудничество художников прикладного искусства и небольших ремесленных мастерских. Они знакомились друг с другом на ежегодных мебельных выставках, после чего выпускали небольшие серии предметов, выполненных вручную, почти скульптурно. Это полузакрытое сообщество тоже получило признание благодаря Америке. Наиболее ярким примером этого течения считается Ханс Вегнер (Hans Wegner).

Умеренная экзотика

Некоторые дизайнеры — например, Финн Юл и Борге Могенсен (Børge Mogensen) — вдохновлялись культурой Африки, ислама и Дальнего Востока, деликатно вплетая этнические мотивы в нордическую эстетику. Так появились «Испанское кресло» Могенсена, а также «Кресло вождя» и японское кресло Финна Юла.

Поп-арт диссидент

В 60-70-х годах наступила новая эпоха: яркий расцвет полимеров и поп-арта. К этому периоду относится творчество ещё одного датского дизайнера — Вернера Пантона (Verner Panton). Автор знаменитого стула из цельного куска пластика по сей день считается одним из самых известных дизайнеров не только в Дании, но и во всём мире.

Интересно, что культовый стул проектировался почти десять лет, и произвели его в итоге не в Дании, а в Швейцарии на фабрике Vitra. Чтобы реализовать проект, Пантону пришлось переехать в Швейцарию и работать там вместе с технологами. Дизайнера вообще привлекали смелые формы, цвета и инновации, поэтому в Данию он больше не вернулся (оказался для неё слишком экстравагантен) и выполнял заказы для других стран. Чтобы понять, насколько далеко ушёл Пантон от сдержанной датской традиции, достаточно посмотреть его проекты для прогулочного корабля Visionа.

Новейшее время

Начиная с 1980-х годов в датском дизайне практически не происходит громких событий и не появляется ярких имён — это качественный и добротный дизайн, который служит на благо обществу и бизнесу.

Сегодня индустрию можно по праву назвать государствообразующей. На рынке работают как маститые фабрики Fritz Hansen, Louis Poulsen, Gubi или Stelton, так и молодые компании Muuto, Normann Copenhagen и Ferm Living, а также бесчисленное множество небольших мастерских.

Отличие датского дизайна от скандинавского

Пожалуй, основное отличие датского дизайна от финского, шведского или норвежского — это уважение к старинному быту, традициям и укладу прошлого, а также любовь к культуре и сдержанная буржуазность. Дизайн Дании трогательно скромен, мудр и интеллектуален. Каждый предмет — будь то открывашка, ваза, диван или стеллаж для книг — создан с большой любовью и уважением.

Источник: ambientedirect.com

Мебель бренда &Tradition

Источник: ambientedirect.com

Мебель бренда &Tradition

Признаки стиля

  • Эстетика вне времени

Датский дизайн не подвержен мировым трендам и никогда не теряет актуальности. Его предметы могут существовать как в современном интерьере, так и в интерьерах, отсылающих к эстетике XVIII—XIX веков, к которым датчане испытывают особый трепет.

Источник: danishdesignco.com.sg

Мебель бренда Gubi

Источник: architonic.com

Мебель бренда Gubi

Источник: designbelysning.no

Мебель бренда UMAGE (ex. VITA Copenhagen)

  • Уважение к человеку

Задача датского дизайна — сделать жизнь человека приятнее и удобнее. Каждый предмет должен быть уместным и приятным для глаз, он не должен вступать в противоречие с окружением. Важную роль играет эргономика — она всегда продумана до мелочей. Даже самые незначительные аксессуары — например, настенные крючки — задуманы как полноправные участники интерьера.

Источник: normann-copenhagen.com

Dropit Hooks Large, Normann Copenhagen

Источник: umage.com

Мебель бренда UMAGE (ex. VITA Copenhagen)

  • Уважение к природе

Датчане одними из первых в мире обратили внимание на проблемы окружающей среды: страна массово занялась органическим сельским хозяйством, перешла на биоразлагаемые материалы и энергосберегающие технологии. В дизайне эта тенденция воплотилась в качественных долговечных материалах — натуральных или полимерных, но сделанных из вторсырья и подлежащих дальнейшей переработке.

  • Красота материала

Будь то натуральное дерево, текстиль или пластмасса — материалы всегда будут продемонстрированы с лучшей стороны. Особую ценность представляют материалы, которые «красиво стареют».

  • Отсутствие строгой геометрии

В датском дизайне практически нет острых углов — все линии мягко скруглены или искривлены, повторяя природные формы или изгибы человеческой фигуры. Если разобрать какой-нибудь предмет на элементы, то можно увидеть, что каждая его деталь словно живая — настолько изящно она сделана.

  • Сдержанная палитра

Суровая северная природа серьёзно повлияла на эстетику датского дизайна. Поэтому в палитре нет вызова — вся она состоит из мягких природных цветов и оттенков. Это помогает северному человеку пройти через все погодные испытания и сберечь силы.

  • Хюгге-освещение

Ещё в начале XX века датские дизайнеры отмечали, что им не нравится новое электрическое освещение. Дизайнер Поль Хеннингсен придумал особую конструкцию абажура, которая скрывает лампочку и распространяет только отражённый свет. Тёплое освещение в датском стиле великолепно подходит для уютных вечеров северной зимы.

Смотрите также

7241bab5b8b4a33a610705ce4f22be57

50 фото вариантов современного освещения в спальне

50 фото вариантов современного освещения в спальне Особым местом в апартаментах, где люди предаются отдыху …

Добавить комментарий