Украинский дизайнер Сергей Махно построил семейное гнездо, в котором сосуществуют художественные традиции Украины и японская философия ваби-саби. Проект называется вымышленным словом «Шкруб» — в семейном лексиконе Махно оно символизирует любовь и уважение.
Сергей Махно — один из идеологов современного украинского дизайна и участник первого украинского стенда на миланской выставке iSaloni. Девиз его архитектурной студии — «Традицii — це нова розкiш»: дизайнер вдохновляется культурным наследием страны, адаптируя его под современность.
Интересно, что украинский дизайн Махно сложился под впечатлением от японской эстетики. Казалось бы, что общего между философией Востока и славянскими традициями Украины? Оказалось — довольно многое: любовь к натуральным материалам, тактильность и шероховатость фактур, несовершенные, нарочито грубые формы. Вдохновляясь философией ваби-саби, дизайнер смог переосмыслить и вдохнуть новую жизнь в художественное наследие родины, а также вывести национальный дизайн на новый уровень.
Современное двухэтажное здание досталось семье от прежних владельцев в недостроенном виде, и проект был серьёзно переработан. Появилась соломенная крыша, двусветная гостиная с панорамными окнами и фасады, отделанные деревянными рейками.
На первом этаже организовали общее семейное пространство со столовой-гостиной и двумя кухнями (просторной открытой и малой), а также спальню для родителей дизайнера. Второй этаж — полностью приватный, с хозяйской спальней и тремя детскими.
Сегодня дом полностью автономен: здесь есть геотермальная скважина, солнечные батареи и котельная, погреб с запасами продуктов. Это оказалось особенно актуальным в 2020 году, когда дизайнеру с семьёй пришлось отправиться за город на самоизоляцию.
Внутри дома — много пространства и воздуха. Все интерьеры построены на сочетании двух основных материалов: глины и дерева. Дизайнер обращался к приёмам, характерным для традиционной архитектуры и декоративно-прикладного творчества Украины. Например, использовал разные сорта местной глины, обрабатывая их традиционными техниками: смешивал глину с семенами льна и зёрнами пшеницы, как было принято в древности, а влажную глину на стенах отбивал деревянными ложками, чтобы получилось равномерное фактурное покрытие.
Тёплая природная палитра проекта меняется от кремовых оттенков в родительской спальне до тёмных цветов в столовой и некоторых детских.
Во всех спальнях установлены низкие японские кровати. Большинство предметов мебели и декора, включая светильники и керамическую плитку, является авторской разработкой дизайнера.
Главный декоративный элемент гостиной — деревянный стеллаж во всю стену с впечатляющей коллекцией керамики. Здесь представлены как авторские модели Сергея Махно, так и коллекционная керамика V—II тысячелетий до нашей эры. Стеллаж и потолочные балки выполнены из старых балок и досок, найденных в заброшенных деревенских домах. Камин отделан светлой глиной — как стены мазанки.
Особыми акцентами стали произведения современного искусства и неслучайные, важные для семьи предметы — например, ковёр по рисунку сына в гостиной. Спальня родителей Сергия оформлена в цвете топлёного молока. Полукруглая плитка делает пространство очень мягким, домашним и в то же время ультрасовременным.
В хозяйской спальне организовано не только пространство для сна, но и рабочая зона. Грубая фактурная стена в изголовье выполнена из глины. Крупные живописные полотна поддержаны палитрой патинированных металлических светильников.
Старший сын Сергея — тоже архитектор. Его спальня оформлена традиционной для ваби-саби японской росписью суми-э.
Японская тема продолжается не только в интерьере, но и в саду: клёны и сакуры гармонично соседствуют с авторской зооморфной керамикой в украинском стиле.
Существует также второй «сад камней» — он находится на крыше.
Нарочито грубые рустикальные фактуры, современное искусство и первоклассное техническое оснащение никак не противоречат друг другу. Данный проект наглядно демонстрирует, что упор на осмысление культурных традиций в новом ключе — один из принципиальных моментов для каждого мастера, который хочет внести вклад в становление национального дизайна.