Говорят, что российский дизайнер и архитектор за рубежом, успешно реализующийся в профессии, — что-то из области мифов и легенд. Команда Hodey’s пообщалась с дизайнером Натали Кнейдингер, которая легко опровергает это на собственном примере.
Расскажите, пожалуйста, каким образом вы оказались в Швейцарии и с чего началась ваша карьера дизайнера за границей?
— В Швейцарии я живу вместе с семьёй уже 2 года. До этого момента мы жили в Вене и Милане. Моя европейская карьера началась ещё в студенческие годы в Италии. По правилам университета я не могла работать на полную ставку. Единственной возможностью была стажировка на 25 часов в неделю.
Поиск вакансии «дизайнер интерьера» в Милане — задача не из простых: очень большая конкуренция и высокие требования. Я отправила свои резюме во многие дизайн-фирмы, и уже через пару дней пришли ответы. Меня заинтересовала студия Bertone Design Milano, где требовался дизайнер интерьера со знанием русского языка, так как многие проекты находились в России. Уже на следующий день после интервью я приступила к работе. После 2 стажировок в этой студии меня взяли в штат. Это был прекрасный опыт: международные проекты, командировки, выставки, выступления на конференциях. Честно скажу: мне было грустно уходить из студии, но работать онлайн из Вены я уже не захотела.
В Вене я посвятила время изучению немецкого языка. Немного позднее мы с мужем переехали в Швейцарию. Найти работу на новом месте было гораздо сложнее, ведь основным требованием был немецкий язык! Я продолжила обучение и вскоре смогла получить сертификат А2, а этого было уже достаточно для нормальных коммуникаций. Однако свободных вакансий так и не нашлось. Время шло, обстоятельства менялись, я просто не могла больше сидеть без дела и сменила тактику: открыла свою фирму, стала индивидуальным предпринимателем. Начала отправлять свои портфолио и резюме уже в качестве независимого эксперта. Одна крупная дизайн-студия в Лихтенштейне заинтересовалась моими навыками (3D-визуализация, иллюстрации, составление презентаций, знание программ). Мне отправили тестовое задание. Пройдя проверку, я стала сотрудничать с ними на постоянной основе. До карантина я часто заезжала в офис студии для презентаций и встреч с клиентами. Сейчас в условиях пандемии всё перевели в онлайн-режим. Для меня это идеальный вариант, так как я работаю из дома и могу много времени проводить с семьёй.
Насколько сложно было находить заказчиков по сравнению с российским рынком? Какие различия в подходе к дизайну между Россией и Швейцарией (да и Европой в целом) вы можете выделить?
— На данным момент я редко нахожу клиентов сама: мне помогает студия, с которой я сотрудничаю. Это оптимальный вариант для молодого дизайнера, так как для поиска клиентов в Швейцарии нужен уже большой опыт за плечами и хорошая репутация личного бренда. Здесь совсем другой подход: клиентам абсолютно неважен ваш Инстаграм или публикации в журналах. Самое главное — это рекомендации друзей, родственников, коллег. Пару успешных проектов, и о вас будут говорить, эффект сарафанного радио здесь самый действенный. В России всё совершенно по-другому, абсолютно иной ритм. Огромная конкуренция диктует свои правила. По моим ощущениям, уже недостаточно быть просто хорошим дизайнером: имидж в социальных сетях должен тоже соответствовать ожиданиям. Клиент в России очень привилегирован, он всегда ждёт исполнения задач в кратчайшие сроки и понимает, что незаменимых специалистов нет. И это отчасти правда. От этого и сложился такой жёсткий и бескомпромиссный рынок труда. В Милане ситуация очень схожа. Но, живя в Швейцарии, я окунулась в совершенно другую философию жизни. Здесь ты очень много работаешь, но при этом нет такого сильного напряжения и конкуренции. Всё протекает спокойно и органично.
Расскажите про свой самый любимый проект, реализованный за границей.
— Мой самый любимый проект за границей — это дизайн-концепт квартиры в Париже. Этот проект был выполнен для студии Bertone design Milano. Клиент — элитное агентство по недвижимости Coldwell Banker, которое продаёт квартиры в исторических зданиях.
Для потенциального покупателя было важно посмотреть, как выбранная им квартира может смотреться при новом ремонте. Местоположение квартиры — авеню Монтень, прямо напротив легендарного отеля Plaza Athénée. В проекте не было никаких ограничений, полная свобода творчества. У меня особая слабость к парижским квартирам, поэтому проект стал для меня самым ярким и запоминающимся, несмотря на тот факт, что это всего лишь концепт без дальнейшей реализации.
Какое профильное образование за границей вы можете посоветовать для начинающих дизайнеров, студентов профильных ВУЗов (и, возможно, даже тех, кто только планирует получать высшее образование)? Что им необходимо знать, чтобы повысить свои шансы на прохождение конкурса?
— Для начинающих дизайнеров я могу смело порекомендовать институт, в котором я училась в Милане — Politecnico di Milano, курс Interior Design. Он подойдёт для тех, у кого уже есть магистерская степень в дизайне в абсолютно любом направлении — средовой дизайн, дизайн мебели, архитектура.
К поступлению придётся подготовиться заранее: необходимо подготовить документы, языковой сертификат (английский или итальянский в зависимости от курса), творческое портфолио, мотивационное письмо и резюме. Для прохождения конкурса вы должны всеми силами показать, насколько вам важно учиться именно в этом университете. А для этого стоит хорошо изучить деятельность ВУЗа, пообщаться со студентами, посмотреть проекты, возможно, даже съездить в Милан и посетить открытые лекции. Всё это нужно для того, чтобы продемонстрировать, как важен для вас этот выбор и что ваша кандидатура идеально подходит.
Насколько сильно отличается обучение за границей от российских профильных университетов и школ дизайна? Есть ли какие-то принципиальные различия в подходе к подаче материала и работе со студентами?
— Различия действительно есть, объединю их в топ-5:
- Подача проектов. В России (а я училась в художественно-промышленной академии им. А. Л. Штиглица) все подачи проходили в виде больших напечатанных или нарисованных плакатов с изображением спроектированных интерьеров, мудбордов и небольшой справкой о создании проекта. В Италии это всегда были pdf-презентации с выступлениями. Лишь иногда мы печатали их на баннерах, хотя презентация всегда оставалась самым главным пунктом в защите проекта.
- Индивидуализм VS работа в команде. В России все студенческие проекты были индивидуальными. В Италии все проекты, кроме дипломной работы (хотя и в данном случае при желании вы можете работать в паре), проходили в группах. Очень часто группы формировали сами преподаватели путём случайного выбора. Этот прекрасный опыт позволил научиться работать с разными людьми и правильно распределять свои обязанности в команде.
- Ораторское искусство. За 6 лет обучения в Российском ВУЗе мы очень мало выступали на публике. Всё сводилось к скромному рассказу о проекте, который обычно мало кто внимательно слушал. Поэтому защита диплома оказалась огромным испытанием для всего курса. В Италии с самого начала обучения тебя заставляют выйти из зоны комфорта, и ты каждый раз защищаешь свои идеи перед всем курсом. Для такого интроверта, как я, это было непросто. Но это того стоило! Страх остался позади, а уверенные выступления помогли мне в дальнейшем выгодно показывать как свои, так и командные проекты.
- Знание программ. В России очень высокий уровень владения дизайн-программами среди студентов. Почти все прекрасно работают в 3D Max, AutoCAD, Adobe Indesign и Photoshop. В Италии во время обучения я очень редко встречала студентов, которые знают данные программы. Очень часто они обходились ручными скетчами и программой Sketch Up.
- Концептуальное, свободное от рамок мышление (thinking out of the box). В России мы довольно редко в проектах использовали слово «концепт». Это, скорее, была общая стилистика проекта и художественный приём. В Италии всё строится исключительно на концепте. Если идея сильная и убедительная, то качество картинки может быть более абстрактное. То есть основная задача — логически подвести свою историю проекта к финальной презентации и показать сам процесс создания. В этом плане вы абсолютно свободны в самовыражении. Если для показа вашего интерьера нужен мини-клип или арт-перформанс, это только приветствуется.
Какие советы по работе с иностранными заказчиками вы можете дать как начинающим, так и опытным дизайнерам, которые имели дело лишь с российскими клиентами и проектами в России?
— Так получилось, что я практически не работала с русскими клиентами. Почти все проекты, в которых я участвовала, были в Европе. Не думаю, что есть большая разница в деловом подходе. Я всегда придерживаюсь следующих правил:
- Быть вежливым, вести деловую переписку по почте, очень редко — в мессенджерах;
- Никогда не отправлять письма и не делать звонки на выходных/праздниках. Очень важно разграничивать жизнь и работу;
- Быть пунктуальным во всём;
- На встречи с клиентами всегда приезжать в деловом дресс-коде;
- Никогда не критиковать работу предыдущего дизайнера при клиенте, ведь дизайн мог быть сделан и самим клиентом или его другом;
- Помнить, что за очень редким исключением клиент всегда прав;
- Делать не более трёх концептов для проекта;
- Всегда держать дистанцию при общении с клиентом. Всё общение — сугубо деловое, small talk приветствуется по ситуации.
Я была рада поделиться своей историей, надеюсь, она оказалась полезной. От себя добавлю: не переставайте мечтать, ставить цели, выстраивать свой путь и визуализировать!