Светодизайн — важная и непростая часть дизайна как такового. Грамотно выстроенное освещение в пространстве и различные световые сценарии способны полностью преобразить интерьер. Мы пообщались со специалистом из сферы светодизайна Давидом Марковым и узнали о самых важных проектах в его карьере, световых трендах, а также об успешном старте в индустрии.
У вас крайне интересное образование: техническая кибернетика в МИХМ и Британская школа дизайна. Что из того, что вы изучали в альма-матер, пригодилось вам в карьере и в жизни? Что именно подтолкнуло вас к выбору светодизайна в качестве профессии?
— В Британской школе дизайна я не учился, хотя по какой-то причине этот факт зафиксировался в некоторых источниках. А вот то, что я там преподаю на курсах для дневного и вечернего отделений, — это правда. Отвечая на вопрос про то, пригодилось ли мне что-то из изучаемого в жизни: конечно, пригодилось. В данном случае вообще хочется начать с основ. Вспомнить про детский сад и про моё религиозное образование — каждый институт накладывает на человека свой отпечаток. Это может быть философское видение мира, это может быть цинично-прагматичный взгляд на вещи, которому нас учат в институте (чтобы мы умели систематизировать знания и находить ответы на вопросы). Естественным образом это всё накладывает свой отпечаток и позволяет нам шире мыслить, иметь определённое окно видения, окно возможностей.
Не всегда самый масштабный проект является самым любимым. О каком своём проекте вы вспоминаете с особой теплотой и почему?
— На самом деле, это очень правильный вопрос, спасибо вам за него. Один из самых знаковых проектов — это МИД РФ: он очень масштабный, очень важный. С ним связана шутка, которую я выкладывал то ли в инстаграме, то ли на фейсбуке. Это была фотография, под которой я задал вопрос: «Интересно, откуда я это сфотографировал?». И, конечно, кто-то догадался, что эта фотография была сделана со Смоленской площади.
Но здесь я хочу рассказать историю, которая связана именно с нашей компанией. У нас есть первый частный дизайнер — это Кира Чувелёва. Она училась в школе дизайна «Детали», и со своим первым проектом пришла к нам. Наша дружба крепка до сих пор. Мы хорошо общаемся, она приезжает к нам в гости, а моя жена с Кирой — одни из самых близких смешных подруг. Так вот любой её проект является тёплым: даже если он длинный и непростой, со взлётами и падениями — а у Киры всегда проекты сложные. От неё можно услышать много необычных фраз. Например, «В проекте не должно быть ни одного одинакового бра». Вот это — про тепло, это — про дом.
Расскажите о вашем проекте мечты. Есть ли какое-то помещение, которое вы хотели бы осветить?
— У меня действительно много разных проектов, которые я делал: и бизнес-школа «Сколково», и различные стадионы, и кампусы, и бутики известных мировых дизайнеров. У меня есть мечта осветить мост и памятник. Вот над памятником мы сейчас работаем.
Какие тренды в сфере дизайн-освещения ждут нас в грядущих сезонах?
— Когда мне задают вопрос про тренды, я всегда говорю одну очень важную вещь, которую почерпнул от «больших» итальянцев. Когда что-то становится трендом — это уже не тренд. Это касается как дизайна света, так и интерьеров и моды в целом: как только мы делаем что-то модным, это перестаёт быть модным; это становится, увы, узнаваемым и слишком ширпотребным. Очень часто прослеживается следующая тенденция: бедные стремятся выглядеть богатыми, а богатые, напротив, желают показать себя простыми людьми. На мой взгляд, хорошая тенденция последнего времени связана с отходом от излишней вычурности в сторону простых решений. В качестве примера можно привести польскую компанию Chors, которая отличается продуманным, интересным и современным дизайном.
Вы читаете лекции в специализированных ВУЗах. О чём на них можно услышать?
— На своих лекциях в профильных ВУЗах я читаю вводную лекцию: рассказываю, из чего состоит свет, говорю об основных опорных понятиях в сфере светового дизайна. Например, об индексе светопередачи: каких ошибок можно избежать. Каковы главные правила работы со светом. Обычно это лекция на три часа: она позволяет увидеть и понять основные моменты. Как Всевышний создал свет, так каждый из людей полагает, что он может стать Всевышним и самостоятельно подобрать себе подходящий свет. Увы — все профессионалы пользуются правильными световыми компаниями. На то они и профессионалы.
Какие советы вы бы дали своим студентам, мечтающим сделать интерьерный или световой дизайн делом своей жизни?
— Нужно сразу быть готовыми к тому, что для подавляющего большинства людей непонятно, зачем нужные световые сценарии. О форме думают многие, а, например, про то, что свет связан с головным мозгом, со многими болезнями, что это затрагивает важные области нашей жизни, думают гораздо меньше. Точнее, могут задумываться, но принять не всегда готовы.
Достаточно ли тех знаний и умений, которые будущие дизайнеры получают в ВУЗе, для успешного старта в профессии?
— Могу сказать однозначно: тех знаний, которые даются в университете, недостаточно. Мы часто брали в студию людей из специализированных ВУЗов, которые учились на светотехников, но теория и практика — это совершенно разные вещи. Начинающие дизайнеры, безусловно, знают физику света (а свет — это по большей части именно физика). Но есть огромное количество приёмов, задач и плоскостей в работе, которые недоступны людям до того момента, пока они не прошли реальную практику, условные десять тысяч часов. С этой точки зрения выпускники как начинающие дизайнеры далеко не самостоятельны. Но, бесспорно, всему можно научиться, если есть желание и простые человеческие навыки.