Главная / Статьи / 10 малоизвестных танков из СССР, которые отличаются нетривиальностью концепта

10 малоизвестных танков из СССР, которые отличаются нетривиальностью концепта



Разработка военной техники — процесс не только сложный и увлекательный, он еще бывает и непредсказуемый. Ведь для создания подобного рода изобретений необходима фантазия и смекалка. Правда, порой проектирование даже такого типа военной техники, как бронемашины, были не просто необычными, а откровенно отдающими «безуминкой». Вашему вниманию «десятка» малоизвестных советских танков, которые отличаются нетривиальностью концепта.

1. Монументальный вездеход



Советский танк без гусениц. /Фото: warspot.ru

Автором необычного концепта бронемашины стал старший лейтенант Д.И.Остапенко, который в годы Великой Отечественной войны служил на Воронежском фронте, в 14 ЖД Бригаде. Суть его разработки состояла в том, чтобы «поставить» бронемашину не на традиционные гусеницы, а на специальные катки, которые приводились бы в движение пальцами передач. Катки располагались по всей площади под днищем танка, а также могли разделяться пополам и вращаться в разные стороны.


Чертеж одного из узлов танка. /Фото: warspot.ru

Автор концепта считал, что использование катков, должен был снизить давление на грунт и увеличить проходимость бронемашины. Кроме того, Остапенко выделял ряд следующих конструктивных достоинств его разработки: устойчивость конструкции, в том числе, ко взрывам, а также затруднения в поражении в днище и неуязвимость перед минами. Еще одним достоинством практического характера у этого танка была ровная, накатанная дорога после проезда этой машины. Правда, за пределы бумаги этот концепт так и не вышел.

2. Танк лейтенанта Григоренко



Танк, который не боялся бы мин. /Фото: vk.com

Танк, который предложил советский техник лейтенант Григоренко, отличался необычной ходовой частью: этому концепту не требовались ни колеса, ни гусеницы, ведь двигался он за счет некоторого рода шнеко-роторной машины. Как считал сам автор, такая конструкция позволяла танку не только не бояться мин, но и повысить проходимость — бронемашина потенциально была способна передвигаться по болотистой и песчаной местности, снегу и даже по воде. Как и предыдущий концепт, этот проект также остался на бумаге, поэтому информации о нем сохранилось крайне мало.

3. «Объект 279»



Опытный танк времен гонки вооружений. /Фото: nationalinterest.org

Этот проект был разработан в 1959 году, то есть в самый разгар Холодной войны, и был именован как «объект 279». Фактически он представлял собой на тот момент опытный прототип на ленточном четырёхгусеничном движителе, потому в литературе он также был известен как «четырёхгусеничный танк».


Компьютерная модель Объекта 279. /Фото: armedman.ru

Среди конструктивных особенностей этого концепта можно выделить литой криволинейный корпус, который имеет некоторое подобие «летающей тарелки», а также покрывался противокумулятивными экранами. Однако история оказалась его неожиданно короткой: несмотря на успешные результаты испытаний, поступило распоряжение лично Первого секретаря ЦК КПСС Никиты Сергеевича Хрущёва о закрытии проекта.

4. Колесно-гусеничный летающий танк МАС-1



На одном из крыльев расположена аббревиатура ЛТ-1 — «летающий танк-1». /Фото: wikiрedia.org

Один из самых необычный гибридов бронемашины был разработан в 1937 году инженером Михаилом Смальковым. МАС-1 представляет собой машину, собранную на базе легкого танка БТ-7 и отличающуюся обтекаемым силуэтом корпуса и прямыми выдвижными крыльями для преодоления препятствий по воздуху, а также хвостовое оперение. В воздухе МАС-1 должен был летать за счет двухлопастного винта впереди корпуса, а по земле он двигался бы на колесно-гусеничной ходовой части. Сохранилась информация и о вооружении необычного танка: 12,7-миллиметровый крупнокалиберный пулемет ДК в башне и 7,62-миллиметровый авиационный пулемет ШКАС, который также мог вести стрельбу через канал вала винта.


МАС-1, вид сбоку. /Фото: wikiрedia.org

Управлять летающим танком должен был экипаж из двух человек: механика-водителя и командира. Применять МАС-1 планировали для наземной и воздушной разведки, авиадесантных операций, а также поддержки рейдов кавалеристов. Однако история этой необычной бронемашины оказалась недолгой: инженеры успели только изготовить деревянный макет, после чего проект был закрыт. Причиной стала бесперспективность разработки, ведь этот танк оказался слишком трудным в производстве, а успешно летать его так и не «научили».

5. Танк с длинной шеей



Танк с длинной шеей не вышел за пределы бумаги. /Фото: machinemfg.com

Проект танка с подъемной башней разработал костромской электрик Лентовский. Причем создал он сразу две модификации своего детища: с одной или двумя башнями высотой до 10 метров и скоростью подъема по два метра в секунду. Башенный стрелок имел связь с основным экипажем машины, а для подачи боеприпасов внизу установки был предусмотрен люк. Суть проектирования такой башни Лентовский видел в том, то она позволяет получить преимущество в условиях городских боев или стрельбы из укрытий или ведения огня по верхним этажам. Кроме того, вне боевых действий ее также можно применять как наблюдательный пункт, а также для уничтожения линий связи и электросетей.

6. Земноводный подлетающий танк



Еще один многофункциональный танк из 1930-х. /Фото: bronetechnikamira.ru

В 1937 году конструкторами Московского авиационного завода № 84 был представлен проект танка на воздушной подушке, который получил официальное название «Земноводный подлетающий танк». Автором концепта и руководителем работ по его реализации стал советский инженер и конструктор Владимир Левков. Применение бронемашины планировалось для ведения боевых действий в болотистой и песчаной местности.


Концепт-арт земноводной бронемашины. /Фото: vk.com

Особенностью конструкции был тот факт, что за основу был взят не танк, а первый в мире катер на воздушной подушке Л-1 1934 года производства. Среди других характерных черт можно выделить: П-образное сечение корпуса, наличие двух воздушных винтов, вращаемых двумя авиационными двигателями М-25 суммарной мощностью 1450 лошадиных сил, которые располагались спереди и сзади машины, а также экипаж в составе двух человек. Однако этот проект остался на бумаге: в мире назревала угроза начала новой мировой войны, и отечественная оборонная промышленность перенесла все свои ресурсы на производства более традиционной бронетехники.

7. Средний трехбашенный танк Т-28



Т-28 во время парада в Москве в 1939 году. /Фото: wikipedia.org

О пятибашенном гиганте Т-35 знают многие, а вот о том, что были и трехбашенные модификации, известно далеко не каждому. В Советском Союзе танк Т-28 считался амбициозным проектом, которым планировали усилить бронетанковые войска РККА. Разработка машины проходила в 1930-1932 годах, после чего его было предписано поставить на вооружение, а серийное производство было развернуто на ленинградском заводе «Красный путиловец». Всего было построено 503 экземпляра.


Танк Т-28 брошенный в июле 1941 года из-за технической неисправности. /Фото: waralbum.ru

В отличие от того же Т-35, который оказался не у дел, Т-28 оказался относительно удачной для середины 30-х годов разработкой. Более того, танк еще и повоевать успел: так, он принимал участие в Зимней войне 1939-1940 годов, в частности, оказался очень полезен во время атак Красной армии на «Линию Маннергейма». В Великой Отечественной войне они также поучаствовали, правда, по данным редакции Novate.ru, множество единиц было потеряно в первые месяцы боев. Однако место своего производства — Ленинград — Т-28 помогали оборонять вплоть до 1944 года, и даже приняли участие в прорыве немецкой блокады.

8. «Танк-истребитель-пластун»



Единственный сохранившийся чертеж необычного концепта. /Фото: vpk.name

Необычный концепт «танк-истребитель-пластун», был создан отцом и сыном Курочкиными. Они решили спроектировать бронемашину небольшой высоты, который управлялся бы экипажем из двух человек, причем они размещались бы в полулежащем положении. Его должны были отливать маневренность и трудность в попадании в него вражеских снарядов. Сохранилась информация о вооружении необычного танка, которое состояло из пушки, гранатомета и двух пулеметов. Однако данных о том, почему проект так и остался на бумаге, не осталось, потому об этом концепте долгие годы знали лишь единицы.


9. Экспериментальный ракетный танк «Объект 775»



Ракетный танк времен Холодной войны. /Фото: udachnyj-enot.com.ua

Проект «Объекта 775» был разработан в самый разгар Холодной войны, в период активного развития ракетной техники. Обе эти тенденции привели к появлению и разработкам концепции специализированных ракетных танков. Танк проекта «Объект 775» отличался невысоким корпусом, приплюснутой башней, и весом в 36 тонн. Экипаж состоял двух человек: механика-водителя и командира-оператора вооружения.


Чертежи Объекта 775. /Фото: btvt.info

Имелись также данные о вооружении «Объекта 775»: 125-мм ракетная пусковая установка, которая была способна вести стрельбу как управляемыми, так и неуправляемыми ракетами, а в качестве дополнительного оружия был предусмотрен пулемет. Разработка амбициозного проекта была остановлена на этапе испытаний опытного образца, когда были выявлены недостатки в системе наведения ракет. Исправлять недочеты не стали, и концепт попросту закрыли.

10. ТР-26Ц или «танк-цистерна»



Танк, которые обеспечивал бы другие машины топливом. /Фото: reddit.com

Очередной необыкновенный танк межвоенного периода был создан в Ленинграде в 1936 году специалистом завода № 185 имени Кирова, имя которого история не сохранила. Машина позиционировалась разработчиками как «топливозаправщик», а нетривиальный внешний вид ему придает цистерна, сзади которой были установлены два огнетушителя, а спереди — насос, для перекачки топлива. Точная причина закрытия проекта осталась неизвестной, однако очевидно, что «зарублен» танк был после выпуска как минимум одного опытного образца, поэтому, возможно, дело было в конструктивных недостатках.

Хочешь узнать больше о монструозном советском танке с несколькими башнями? Тогда читай: Пятибашенный Т-35: неоправдавшаяся надежда советских конструкторов

Смотрите также

2c8fe2bedf4df69ffff077e1d5cab7cf

4 факта об отечественном метро, которые доказывают, что у него была нетривиальная история

Метрополитен уже давно считается неотъемлемым элементом любого крупного города. Поэтому нет ничего удивительного, что и …