Кресло Paulistano притцкеровского лауреата Паулу Мендеса да Роша (Paulo Mendes da Rocha, р. 25.10.1928) стало мебельной классикой второй половины XX века. Славу ему обеспечили удивительные простота, удобство и вневременность дизайна. Созданный из гнутого 5-метрового стального прута и кожаного или тканевого сиденья, оно являет собой совершенство конструкции и математически просчитанного комфорта.
Паулу Мендес да Роша спроектировал Paulistano для одноименного стадиона и спортивного клуба в Сан Паулу (Бразилия) в 1957 году. Стадион был создан из армированного бетона. Его металлическая крыша — подвешена на стальных кабелях. Помимо круглого стадиона, вмещавшего 2000 зрителей, Мендес да Роша спланировал внутри этого комплекса сад и залы для банкетов.
Спортивная арена и фитнесс-клуб Club Atlético Paulistano, 1958-1961
Этот пластически совершенный проект 29-летнего архитектора получил всеобщее признание: он не только стал победителем конкурса, но и впоследствии был награжден почти всеми архитектурными премиями Бразилии. Стал ярчайшим образцом бразильского брутализма, на который равняются до сих пор.
Паулу Мендеса да Роша в любимом кресле.
Paulistano. 1957. Коллекция MoMA, Нью-Йорк.
«Мне было важно создать красивое пространство для людей, их коммуникации и взаимодействия друг с другом». Продолжением этой идеи стали предметы, разработанные для спортивного клуба.
Эскиз архитектоар.
Paulistano предназначался в первую очередь для общественных пространств клуба. Форма кресла была вдохновлена гамаком, используемым в культурах коренных народов Бразилии. Эстетическая внятность и несравненное удобство быстро сделали этот стул популярным. Он был легок в переноске, неприхотлив в уходе и выглядел с одной стороны непринужденно, с другой — современно.
Первоначально выполненное из кожи и однотонного брезента, его размеры — 70х70х82 см, высота сиденья — 38 см.
В 2004 году, на волне интереса к бразильскому брутализму, предмет был запущен в производство компанией Objekto. После того, как в 2006 году Мендес да Роша получил Притцкеровскую премию, интерес к предметам, спроектированным этим архитектором, еще больше вырос: Paulistano впервые за все время его истории стало возможным приобрести в Америке.
Сейчас кресло замечательно вписывается во все интерьерные жанры. Оно уместно внутри помещения, и снаружи — на террасах и около бассейна.
Новую волну популярности креслу обеспечила его вневременная эстетика: его включили в постоянную экспозицию MoMA. Американцы стали ставить его буквально везде — и в спальных, и на террасах. Сам Паулу Мендес да Роша в 2012 году, когда ему было 83 года, доработал стул для использования на улице по многочисленным просьбам клиентов: доработка была завершена за 6 месяцев.
Черная версия кресла.
«Поскольку прототипом был гамак, было логично развить эту тему. Мы cделали сиденье из водоотталкивающей ткани, а основание решили делать в белом или черном вариантах».
Паулу Мендес да Роша в интерьере своего дома в Сан Паулу.