Столица Татарстана объединила ведущих экспертов страны в области промышленного дизайна. В рамках международного форума Kazan Digital Week 2022 представители крупных компаний, федеральных министерств и вузов обсудили новые инновационные проекты, а также конкурентоспособность российских брендов. Инициаторами тематического круглого стола выступили Минобрнауки России совместно с Центром управления проектами в промышленности и Казанским государственным институтом культуры.
Так, в Казани представил свои новые проекты крупнейший производитель тяжелых автомобилей в России — «КАМАЗ». В их числе: автономный карьерный самосвал «Юпитер-30», карьерный шарнирно-сочлененный самосвал «Геркулес», второе поколение уникального вездехода «Арктика». Все они сегодня проходят испытания и готовятся к серийному производству.
Руководитель группы дизайна предприятия Семен Фараносов рассказал о том, как создаются в компании автомобили и какую роль в этом играет дизайн.
— Макеты и проекты, созданные в нашей дизайн-студии, практически один в один воплощаются в железе. Это говорит о том, что компания «КАМАЗ» и в целом индустрия прислушивается к дизайнерам и уделяет особое внимание промышленному дизайну, — отметил Семен Фараносов.
То, что сегодня роль промышленного дизайна в создании новой техники становится более заметной подчеркнул и руководитель центра компетенций по промышленному дизайну АО «Синара-Транспортные Машины» Евгений Земцов.
Современный промышленный дизайн охватывает широкий круг объектов, от домашней утвари до высокотехнологичных, наукоемких изделий. Он решает не только вопросы эстетики новой продукции, но и вопросы эргономики, материаловедения. От качественной работы дизайнера зависит успешность продукции на рынке и ее конкурентоспособность.
— К сожалению, большинство промышленных предприятий воспринимают дизайнера, как человека, который может сделать что-то красивое. И на этом все. А вместе с тем, промышленный дизайн — это результат огромной исследовательской и творческой работы. Это целая философия, — подчеркнул руководитель мастерской предметного дизайна Национального института дизайна Глеб Визель.
Также на площадке форума свои проекты представил Национальный центр промышленного дизайна и инноваций 2050.ЛАБ. Его шеф-дизайнер Алексей Шаршаков рассказал участникам круглого стола о том, как создавался новый маневровый тепловоз ТЭМ23 и концепт интерьера некупейного вагона «Ёлочка».
Во время выступления, он также поделился опытом взаимодействия с вузами и привлечения университетской среды для решения задач в области промышленного дизайна.
— Все макеты мы строим в Инжиниринговом центре прототипирования высокой сложности МИСИС. Наши инженеры очень плотно с работают с вузом. Это правильная история — использовать мощности таких центров. Благодаря помощи вузов, можно разгрузить парки станков на крупных предприятиях, которые порой работают 24 часа в сутки, — сказал Алексей Шаршаков.
Сегодня на базе ведущих университетов свою деятельность реализуют 76 инжиниринговых центров. Они оснащены современным и передовым оборудованием, которое можно использовать в области промышленного дизайна. Все центры готовы к сотрудничеству с дизайн-студиями.
— Хочется призвать участников реального сектора экономики к тесному сотрудничеству с вузами. У нас работают креативные и сильные специалисты, есть и серьезная материально-техническая база. Благодаря появлению такого центра в институте культуры, горизонты наших возможностей расширились, в том числе и в области промышленного дизайна, — отметила ректор Казанского государственного института культуры Роза Ахмадиева.
Сегодня Инжиниринговый центр на базе Казанского института культуры разрабатывает и внедряет инновации, ведет научно-исследовательские, проектные, инженерные и технологические работы в области легкой промышленности. Его партнерами являются крупные и малые предприятия, в том числе и иностранные. Например, совместно с производителем Казахстана казанские инженеры сейчас работают над проектом по пошиву спортивных костюмов.
Также в казанском центре создали специальные курсы повышения квалификации. На его базе практическую подготовку уже прошли более 120 человек. Они обучились прототипированию и макетированию с использованием инновационных средств визуализации, и теперь могут в кратчайшие сроки воплотить абстрактную модель будущего устройства в реальное изделие.
Подготовка квалифицированных кадров в области легкой промышленности — стала отдельной темой обсуждения.
— В России существует колоссальный коммерческий потенциал брендов. Но у нас нет нормальных курсов по повышению квалификации, и нет специальной инфраструктуры. И важно решать эту проблему в связке с вузами. Необходимо создать комплексную систему, в которую войдут и вузы, и правительство, и профильные министерства, — озвучила проблему нехватки кадров директор по развитию Ресурсного центра «Фейшен Хаб» Валентина Ростовщикова.
На сегодняшний день в рамках дорожной карты развития инжиниринга в Минобрнауки России ведется в том числе планомерная работа по обновлению федеральных государственных образовательных стандартов. Отдельные стандарты есть и в области промышленного дизайна. Как отметил заместитель директора Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России Алексей Левченко, ведомство готово работать в этом направлении совместно с профессиональным сообществом. В том числе и в рамках подобных сегодняшнему круглых столов.