Главная / Статьи / Наш Ту-144 или их «Конкорд»: чей сверхзвуковой лайнер был лучше

Наш Ту-144 или их «Конкорд»: чей сверхзвуковой лайнер был лучше



Социалистический и капиталистический лагерь в XX столетии соперничали не только в области вооружений. Гонка была научной, культурной, технической. Последняя, помимо прочего, вылилась в космическую программу, без которой не было бы современных полетов в космос, а также создания первых сверхзвуковых пассажирских лайнеров: советского Ту-144 и франко-британского «Конкорда». Многих людей при этом интересует, чей же самолет был лучше?

Советский Ту-144 был неплох. /Фото: matynin-denis.livejournal.com.

Сверхзвуковой дальней пассажирской авиацией всерьез заинтересовались уже в 1960-е годы. Интерес к данному направлению проявляли все ведущие производители авиации в мире, в том числе и советские ОКБ. Советские инженеры стартовали на данном направлении несколько позднее своих коллег из Франции, Великобритании и США. Тем не менее, советский Ту-144 появился на год раньше. Свой первый полет машина совершила в 1968 году. «Конкорд» поднялся в небо в 1969-м. На коммерческие рейсы 144-ый вышел в 1975, а «Конкорд» — в 1976 году.


Это было серьезно противостояние. /Фото: terraoko.com.

При относительном внешнем сходстве Ту-144 и «Concorde» машины абсолютно разные. Советский самолет использовал двухконтурный двигатель НК-144. Европейский самолет использовал Olympus 593. В 1960-е годы советский агрегат проиграл европейцу. Расход горючего, а вместе с тем и дальность полета у «Конкода» была почти в два раза больше, чем у Ту-144. Однако в среднесрочной перспективе НК-144 оказался лучше. Советская двухконтурная технология была более прогрессивной. Сегодня ее использует подавляющее большинство грузовых и пассажирских самолетов.


Серьезная птица. /Фото: rtvi.com.

Важные отличия крылись и в шасси двух самолетов. И здесь советский Ту-144 серьезно обыгрывал французского коллегу. «Конкорд» был крайне требовательным самолетом к качеству взлетно-посадочной полосы. В это же время 144-ый можно было сажать едва ли не на грунтовое покрытие. Помимо этого, советский самолет был проще с технической точки зрения меньше стоил в обслуживании и легче ремонтировался. При этом экипаж «европейца» составлял всего 3 человека, против 4 человек в советском экипаже.


Первые в своем роде. /Фото: Pinterest.

В конечном итоге будет правильным признать, что британо-французский коллектив инженеров смог создать более успешный сверхзвуковой лайнер для эксплуатации в условиях капиталистического рынка. В первую очередь потому, что полеты «Конкорда» были бы дешевле, чем полеты советского Ту-144. Однако, все это оказалось неважно, так как к 1980-ым годам оба уникальных самолета станут не более, чем «игрушками на службе престижа» у двух систем. В конечном итоге СССР отправил свой самолет в утиль, а европейцы раздавали ненужные «Конкорды» авиакомпаниям за символическую сумму в 1 франк. Закончилась конкуренция двух детей холодной войны в музее авиации.


Противостояние закончилось в музее. /Фото: Pinterest.

В продолжение темы читайте про то, как в NASA разработали самолет с поворачивающимся крылом, и почему сегодня он стал музейным экспонатом.

Смотрите также

2c8fe2bedf4df69ffff077e1d5cab7cf

4 факта об отечественном метро, которые доказывают, что у него была нетривиальная история

Метрополитен уже давно считается неотъемлемым элементом любого крупного города. Поэтому нет ничего удивительного, что и …

Добавить комментарий