Кресло Utrecht Геррита Ритвельда — один из немногочисленных предметов, оставленных человечеству этим немногословным и странным гением голландского дизайна.
Геррит Ритвельд был странным человеком: строил странные для своего времени дома, делал странную мебель. Он работал всегда один — сохранилось очень мало свидетельств технических описаний его предметов (всего известно около двух десятков вещей по его дизайну, хотя можно предположить, что их было больше).
Голландский дизайнер Геррит Ритвельд.
Будучи членом группы De Stijl, он избегал участия в общественной жизни. Ритвельд был простолюдином-самоучкой (чего иногда стеснялся), и его больше всего на свете интересовал мир собственной мастерской.
Вероятно, именно в силу своего сдержанного характера, Ритвельд так и не смог дать своему выдающемуся дизайну широкую огласку: ему было неинтересно заниматься промоутерской деятельностью и вводить свои предметы в массовое производство.
Архитектор Джейми Буш: дом для IT-специалиста в Калифорнии. 2018. Гостиная. Кресло Utrecht.
Долгое время его воспринимали как автора двух шедевров — стула Red Blue Chair и знаменитой виллы Schroeder House, построенном им для своей возлюбленной, которая безоговорочно поддерживала все его начинания.
Кресло Utrecht в обивке Пола Смита.
Однако у Ритвельда есть кресло, которое увидело свет и было любимо при жизни дизайнера. Если его The Red Blue Chair (кресло из семи направляющих, шести столбов, двух распорок и двух досок) был скорее манифестом, утверждающим, что с традицией стула как мебели для сидения пора разобраться, то Utrecht (позднее название кресла) доказывало обратное. Это было один из немногих «понятных» широкой публике и удобных предметов авторства Ритвельда. Кроме того, он был запущен в промышленное производство.
Кресло Utrecht в интерьере лондонского бутика Casa Loewe.
Конструкция этого кресла, как часто у Ритвельда, геометрична и внятна: спинка и сиденье соединяются под прямым углом, а все кресло отклонено назад и опирается на соединение кресла и спинки, а также на подлокотники-ножки. Отсутствие задних ножек создает ощущение стабильности и устойчивости.
Формам кресла свойственны прямолинейность и массивность, характерные для движения De Stijl.
Первое кресло было спроектировано в 1935 году, в каталоге голландской фирмы Metz & Co оно называлось R31. В 1937 его представили на выставке «Новый дом» в Гааге. Тогда же появилась и трехместный диван, основанный на дизайне этого кресла. Первые модели изготавливались вручную и были покрыты темно-коричневым холстом.
Большие декоративные стежки, заметные на всех современных переизданиях кресла, были уже и тогда: они подчеркивали элегантность и стали отличительной особенностью этой модели.
Во время Второй мировой войны производство кресла прекратилось. Возобновилось оно только в 1963 году. Тогда компания Metz & Co стала наравне с креслом выпускать двухместные и трехместные диваны.
Кресло в обивке Boxblocks от Бертьяна Пота для Cassina, лимитированная серия, 2016.
Новый виток интереса к этому креслу возник с его переизданием в 1988 году итальянской компанией Cassina — тогда же оно было переименовано в кресло Utrecht, по названию родного города Ритвельда. С тех пор выпущено множество лимитированных текстильных версий, а также детские версии этого сидения.
В нынешнем переиздании кресло, наполненное полиуретановой пеной и полиэфирной ватой, являет собой металлическую структуру, а не деревянную, как в первых моделях Ритвельда.